ПРОГРАММА подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Основной целью работы в данном направлении является психолого-педагогическая подготовка граждан, желающих стать опекунами, усыновителями, приемными семьями и их дальнейшее сопровождение.
Работа в данном направлении ведется согласно Приказу Министерства образования и науки России от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» и в тесном взаимодействии с органами опеки и попечительства, направляющих на подготовку кандидатов в замещающие родители. Поэтому работа с приемными родителями и кандидатами в замещающие семьи проводится в соответствии с Программой курсовой подготовки в рамках Школы принимающих родителей, рассчитанной на 62 часа обучения на основании заявления и согласия кандидата на обработку персональных данных, на базе Бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Калмыкия «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
Целью программы является помощь семье в создании оптимальных условий для интеграции приемного ребенка в семейную систему.
Задачи программы:
- • Ознакомить кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
- • Сформировать у кандидатов знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение.
- • Дать родителям информацию об особенностях детей, воспитывающихся в детском доме и интернате.
- • Информировать приемных родителей о проблемах, с которыми они могут столкнуться в процессе воспитания детей, понять причины неадекватного поведения.
- • Помочь родителям осознать мотивы, по которым они берут ребенка в семью.
- • Обучить родителей как правильно общаться с ребенком и решать проблемы, возникающие в процессе воспитания детей.
- • Дать возможность осознать родителям свои взгляды на воспитание детей.
- • Предоставить родителям возможность собираться вместе и оказывать друг другу поддержку в изучении навыков и умений уважительного общения с детьми. Сформировать чувство уверенности в роли родителя.
Структура программы подготовки кандидатов в принимающие родители состоит из 3 блоков: диагностический, информационный и практический.
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Психологическое обследование кандидатов в замещающие родители проводится в соответствии с правилами проведения психологического обследования в форме стандартизированного интервью и психологического тестирования.
Психодиагностический комплекс направлен на отбор граждан, выразивших желание принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, по показателям психологического здоровья, «ресурсности» самого гражданина и его семьи для воспитания приемного ребенка.
На основании психологического обследования личностных и семейных ресурсов кандидатов признается целесообразным/нецелесообразным предоставление права на усыновление (опеку) детей, оставшихся без попечения родителей.
Данный блок позволяет:
- • Выявить и сделать оценку личностных и семейных ресурсов гражданина для приема ребенка-сироты в семью и осуществления эффективной замещающей заботы.
- • Выявить и сделать оценку системных рисков, обусловленных индивидуально-личностными особенностями желающего принять ребенка, мотивами приема, особенностями функционирования семьи и т.д., препятствующих осуществлению права ребенка на безопасное семейное окружение.
- • Сделать прогноз эффективности гражданина в осуществлении замещающей семейной заботы о приемных детях.
- • Разработать рекомендации для органов опеки и попечительства о целесообразности предоставления гражданину права на усыновление, опеку (попечительство).
- • Выделить мишени психолого-педагогической помощи гражданину и его семье в развитии личностных и семейных ресурсов, необходимых для воспитания приемного ребенка, с целью организации эффективной подготовки к приему.
- • Получить углубленную, комплексную и достоверную информацию о возможностях семьи в воспитании приемного ребенка на основании количественного и качественного анализа результатов.
- II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
За время прохождения кандидаты получают психологические, педагогические и юридические знания по следующим темам:
- • Содержание и особенности курсовой подготовки кандидатов в приемные родители.
- • Психологическая готовность к замещению, успешные и неуспешные замещающие семьи, причины успешности или неуспешности воспитания приемного (усыновленного) ребенка.
- • Необходимые компетенции приемных родителей, основные группы мотивов принятия ребенка в семью.
- • Нормативно-правовые основы усыновления и основные законодательные акты, регулирующие процесс устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
- • Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, психологические особенности депривации ребенка. Диспропорции развития ребенка.
- • Психологические особенности развития ребенка на разных ступенях развития.
- • Особенности физического и психического развития и воспитания ребенка младенческого возраста.
- • Стадии адаптации ребенка к приемной семье.
- • Психоэмоциональные нарушения в развитии детей.
- • Ошибки семейного воспитания.
- • О поощрении и наказании в воспитании приемного (усыновленного) ребенка.
- • «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.
III. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
- Использование активных методов при проведении занятий.
- Проведение групповых занятий, где членами группы становятся семьи, включенные в подготовительный процесс.
- Система домашних заданий для семьи.
- Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
По окончании занятий «Школы принимающих родителей» проводится рефлексия с целью изучения мнения об удовлетворенности занятиями.